Взаимосвязь природы и искусства
в нравстенно эстетическом воспитании школьников.
учитель ИЗО Табуркина Л.Д.
Мне хотелось бы начать своё выступление со слов русского писателя И.Васильева
: "Моя боль - земля, пишет он. - Брошенная, неухоженная, загаженная.
Ненужная сытому, красиво одетому господину своему - Человеку... Если
бы хоть один раз услышал он, как стонет земля под мощью его прогрессивной
поступи! Не слышит, глух абсолютно. И потому глух, что полоса отчуждения
легла через его душу". Прав Васильев - выход не в большом наполнении
нашей жизни и хозяйства технически грамотными специалистами, а в духовном
воспитании этих самых специалистов, в развитии их эстетической и нравственной
культуры.
На одном из первых посещений семинара, организованном шведскими педагогами
в ВартымякиЮ, речь шла об организации жизни ребят в "лесных школах".
Молодые, умные, интересные, фанатичные шведы учили НАС любить природу,
нас, у кого богатство и красота родного края огромна и, кажется, безгранична.
Они, в отличии от нас, вновь и вновь возвращаются к своим природным
и культурным истокам, викингам, к природе как к иточнику всего живого.
От самого маленького жителя, до Главы города все проходят обучение в
"лесных школах". Всё воспитание детей, в том числе и средствами изобразительной
деятельности, идёт через познание родной природы. И будучи на этом семинаре,
я сделала для себя вывод, что мы-то делаем то же самое, только преподносим
это по - иному.
На уроках ИЗО идет не только знакомство с произведениями искусства,
но и формирование более осознанного видения красоты родного, места,
его исторических, культурных корней. Отсюда важность памятников культурного
наследия для сегодняшнего дня. В нашем кировском районе особую значимость
имеют крепость Орешек, Ладожские каналы и Нева с её изумительными берегами.
Моя работа направлена на развитие у детей чувства гордости за своих
предков, за их художественный дар, за умение воплотить его в строительстве,
росписи... Ведь отношение к природе своего края, своей страны и к её
памятникам - показатель уровня культуры отдельного человека и общества
в целом.
"Если человек безразличен к судьбе памятников своей страны, он, как
правило, равнодушен и к самой Родине," - очень точно сказал академик
Дмитрий Лихачев. Он также много раз говорил о том, что природа родного
края также является неотемлемой частью культуры её народа.
Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного,
заботливого отношения к растениям, животным, стремление не убивать,
а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим
восприятием запоминают и соответственно отражают большое количество
образов, используют более разнообразные средства выразительности.
Детские пейзажи всегда особенные. Ребята используют различную технику
выполнения работ : акварель, гуашь, восковые мелки, тушь /перо/.
Второй год мы с нашими учениками участвуем в региональном конкурсе "
Природа - дом твой. Береги его!". В прошлом году из представленных 3
работ два рисунка были на выставке и отмечены ценными подарками, остальные
работы воспитанников нашей школы награждены дипломом. В этом году мы
расширили свои возможности и приняли участие в 4 выставках: -
- Региональная "Природа - дом твой. Береги его!"
- Международная "Мир воды глазами детей" во Пскове
- Международная "Сбережение природных ресурсов" в Норвегии
- Международная "Мир в Европе " под эгидой совета Европы.
Безусловно, только при широком кругозоре детей, их общей эрудированности
и наличии навыков работы с разными материалами можно получить хороший
результат. Поэтому в нашей школе учителя разных предметов работают в
тесном сотрудничестве: это и учитель экологии, и биолог, и учителя технического
и обслуживающего труда. Именно использование межпредметных связей и
помогает ребятам полностью раскрыться и проявить свои творческие способности
и талант.
Творческая выразительность детских рисунков не является чем-то неизменно
застывшим. Она развивается под влиянием обучения. Мне приходится постоянно
помнить о влиянии эмоций, как движущей силы воображения. Именно эмоции
, чувства, переживания вызывают у ребёнка стремление передать своё отношение
к изображаемому. Выразительность, оригинальность работ зависит от увлечения
темой. Чем сильнее захватывает школьника тема рисунка, тем более самобытно
он старается её передать.
Вот здесь очень важно умелое руководство со стороны педагога. С одной
стороны, работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании
природы должна строиться в соответствии с требованиями Программы. С
другой стороны, огромное значение имеет связь с действительностью. Поэтому
в данный момент главной задачей, стоящей перед моими учениками является
формирование экологического мышления и восприятия. Я предлагаю ребятам
показать всю красоту природы родного края и как противоположность -
в какой беде она сейчас находится. А затем вместе поразмышлять, а чем
каждый из нас может ей помочь. Наиболее целесообразным для творческого
подхода к теме я считаю следующие методы и приёмы: - наблюдение явлений
природы, - предшествующее наблюдение рассматривание картин и иллюстраций
с изображением пейзажей, - рисование на основе восприятия поэтического
и музыкального произведений, - рисование с натуры.
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а выработанное
к ним эмоционально - творческое отношение способствует воспитанию лучших
человеческих чувсев : внимательного и бережного отношения к каждому
растению , любви к родной природе, к родному краю, к Родине.
С детства научившись понимать природу , ценить её красоту и разнообразие
, узнавать её в поэтическом описании, ребёнок, будучи взрослым, сможет
испытывать на себе её благотворное влияние. Искусство, а также изобразительная
деятельность самих детей помогает мне, педагогу, закрепить и углубить
пока элементарные, но очень нужные знания о родной природе, о месте
и роли человека, живущего с ней в единстве.
" Через познание сути, содержания искусства в душе ребёнка постепенно
формируется нравственно - эстетическая позиция, необходимая нашему обществу
, отношение ко всем явлениям жизни - к природе, труду, любви, дружбе,
к Родине "/Б.Неменский/.
Ребёнок должен почувствовать необходимость и возможность уже сегодня,
а не через годы учёбы, вносить свою лепту в создание жизненной среды,
её эстетическое преобразование. Эта сопричастность и является эмоциональным
фундаментом чувства патриотизма. Она помогает уберечь нашу русскую школу
от формирования " Иванов", не помнящих родства, безразличных к месту,
где они родились, где жили их предки, а в последствии и большой Родине
- РОССИИ.
|